Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Рыночные отношения подчеркнули объективную необходимость уделения значительного внимания вопросам организации контроля на различных предприятиях. Контроль за организацией исполнения управленческих решений - это система мониторинга, проверки, оценки и коррекции ситуации на основе разработанных критериев (показателей). Руководителю важно знать динамику изменения ситуации, чтобы своевременно участвовать в управлении рабочим процессом в случае повторных сбоев или предупреждать подчиненных о надвигающейся угрозе сбоев. В то же время управленческий контроль предполагает совместное устранение случайных негативных ситуаций сверху и снизу, постоянно возникающих на работе.
Внутренний контроль заключается в анализе причин неудач и успехов и проверке эффективности действий, которые могут исправить ошибки и закрепить успехи. Основной целью этого контроля является обеспечение стабильности бизнеса и накопление ресурсов, необходимых для выполнения стратегических планов. Еще одна его цель - избежать нарушений и злоупотреблений, которые почти неизбежно происходят там, где нет систематического подхода к работе с финансами.
Цель работы – проанализировать систему внутреннего контроля (на примере АО «АК Корвет»).
Объект исследования – АО «АК Корвет»
Предмет исследования – система внутреннего контроля АО «АК Корвет».
В соответствии с выдвинутой целью предусматривается решение следующих задач:
-рассмотреть историю становления внутреннего контроля;
-изучить понятие и виды внутреннего контроля;
-исследовать модели организации и оценка эффективности внутреннего контроля;
-дать организационно-экономическую характеристику АО «АК Корвет»;
-провести анализ системы внутреннего контроля предприятия АО «АК Корвет»;
-разработать направления и пути совершенствования системы внутреннего контроля АО «АК Корвет».
Информационная база. Изучение и исследование контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях является крайне актуальной задачей. Некоторые аспекты этой проблемы нашли отражения в трудах А.А. Волосского, А.Д. Шеремета, А.И. Орлова, В.В. Бурцева, Д. Хан и т.д.
Исследование проводилось с использованием методов сравнительного, структурного, статистического анализа, с применением метода экспертных оценок, графических и других методов сбора и анализа необходимой информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована и раскрыта актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования и его методологические основы.
В первой главе – «Теоретические аспекты системы внутреннего контроля» – рассмотрены история становления, понятие и виды внутреннего контроля, а также модели организации и оценка эффективности внутреннего контроля.
Во второй главе – «Исследование системы внутреннего контроля на примере АО «АК КОРВЕТ» – дана краткая характеристика организации, проведен анализ системы внутреннего контроля предприятия АО «АК Корвет».
В третье главе разработаны пути совершенствования системы внутреннего контроля в организации.
В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования и предложения по развитию и совершенствованию систем внутреннего контроля.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
1.1 История становления внутреннего контроля
Со времени публикации Высочайшего манифеста от 28 января 1811 года контроль (то есть государственный контроль) появился в России как отдельное и независимое учреждение в рамках государственного управления. Однако на самом деле институты, выполняющие функции государственного контроля в стране, появились гораздо раньше [28, С. 35].
В XV в. существовали общественные дворы, которые стали началом централизованной системы управления. В то время денежной казной управляли так называемые заказы-службы, которые контролировали государственные доходы и выполняли роль посредника между верховной властью короля и местной администрацией. Такая система существовала до конца XVII века. [32, С. 214].
В 1654 году появляется приказ о счетах, который действовал для проверки, распределения жалованья полка во время войны. В это время он получает книги рецептов за 1653-1663 гг., а также в порядке бухгалтерского учета ему поручено в течение 50 лет перепроверять "великое сокровище". Такие порядки были установлены не только в столице, но и на разных территориях. Важно отметить, что в бухгалтерский заказ поступали от всего штата суммы, выделенные различными департаментами, и задолженность за предыдущие годы. Однако эта система оказалась очень запутанной и сложной [8, с. 107].
Затем появился так называемый близкий кабинет, который в определенной степени можно признать контролирующим органом. Он был основан в 1699 году Пьером Ier.il должен был быть доставлен «со всеми приказами в течение всей недели отчет о том, что, где, что в приходе, в расходах и кому что следует потратить, чтобы сохранить для него, великого государя, по этим делам всегда известен". А высшим органом контроля и аудита в то время был Сенат. Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, каждая из которых управлялась воеводами. Полученные сборы были получены казначеем, который хранил их в особом Земском казначействе и выдавал по кредитам [16, С. 110].
В результате 12 февраля 1712 года указом дело было передано обер-комиссару канцелярии Сената князю Вадбольскому. Дело было передано обратно с конкретными инструкциями относительно процедуры аудита. И ему также нужно было следить за тем, не являются ли книги рецептов и расходных книг «некрашеными предметами». Однако ""деятельность Wadbol" длилась всего около года и не имела успеха [11, с. 157].
В 1718 году была создана ревизионная коллегия «от имени всех государственных доходов и расходов». Но в будущем ситуация с аномалией этого аудиторского учреждения была раскрыта, поскольку отчеты все еще должны были быть доставлены в Сенат и коллегию аудиторов.
Поэтому 12 января 1722 года указом было решено подчинить коллегию ревизоров Сенату, которая впоследствии была переименована в бюро ревизий Сената и в этой форме получила инструкции по своим действиям, что стало первым опытом систематического изложения обязанностей Ревизора. и государственной проверки [20, С. 385].
Основным требованием аудита ко всем операциям управляющих фондами казначейства инструкция ставит принцип законности, то есть правовую основу операций по их производству. Но аудит не продвинулся вперед, поскольку основные причины стагнации не были устранены – несовершенство местного бухгалтерского учета и бухгалтерского учета и недостаточное количество сотрудников аудиторских учреждений [2, С. 40].
Можно выделить эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на значительное внимание, уделяемое благоприятному внешнему состоянию государственных финансов, расходы и доходы практически не учитывались.
В настоящее время предпринимается еще одна попытка улучшить аудит. В 1775 году выходит «учреждение по управлению губерниями Всероссийской империи», в котором учреждались государственные палаты, в их обязанности входила функция ревизии губернских учреждений [30, с. 103].
31 декабря 1779 года была создана ревизионная экспедиция, центральное контрольное учреждение. Его функция состоит в том, чтобы сопоставлять деньги и счета. С созданием экспедиции необходимость в ревизионной комиссии отпала. В 1781 году колледж был упразднен.
В конце XIX века благодаря реформаторским усилиям национал-патриотов в России сформировалась очень обширная система провинциальных контрольных палат (61 палата, насчитывающая около 4500 человек). Всего за этот период в государственном контроле участвовало около 8500 человек [13, С. 200].
И что характерно: контрольные учреждения не подчинялись администрации провинций и другим местным органам власти, а в случае обнаружения краж, хищений или других преступных деяний органы государственного контроля ставили вопрос о привлечении к ответственности виновных и других виновных сами определили размер ущерба [24, с. 151].
1.2 Понятие и виды внутреннего контроля
Для оптимальной, рациональной, безопасной и эффективной работы любая система нуждается в контроле. Деятельность организации как единой системы управления не является исключением.
Без контроля бизнес нежизнеспособен. Предпринимательство существует в достаточно агрессивной деловой среде, выживает в ней и даже развивается благодаря своей защитной функции, которая активирует контроль - как внешний, так и внутренний [5, С. 70].
Все хозяйствующие субъекты постоянно находятся под внешним контролем. Они должны противостоять натиску разрешающих, поддерживающих, контролирующих и контролирующих государственных органов, осторожных контрагентов (поставщиков, клиентов, кредиторов, потребителей), наблюдательных участников рынка и беспокойной общественности [18, С. 200].
Поскольку субъекты внешнего вмешательства в основном мотивированы на решение своих проблем, когда дело доходит до внешнего контроля, субъект бизнеса по существу защищает себя.
Внутренний контроль не так уж враждебен. У него есть все свои-владельцы, акционеры, руководство, администрация, персонал. Несмотря на внутренний периметр, все правила и требования должны быть четко определены.
Для всех важно понимать, что внутренний контроль не является репрессивной машиной. Напротив, это прекрасная возможность адекватно оценить внешние угрозы, мобилизоваться и гармонично интегрироваться в бескомпромиссную конкурентную среду, адаптироваться к рискам, продуктивно работать, поддерживать устойчивость, развиваться и расширять перспективы [26, С. 199].
Внутренний контроль и внутренний аудит - это не одно и то же. В задачи внутреннего аудита входит проверка соответствия бухгалтерского учета и отчетности существующим законам, местным нормативным актам, нормативным актам и нормативным актам.
Показатели проверки на предмет достоверности, подтверждения и корректировки регистрации и отчетности. Чаще всего это апостериорная проверка, когда все уже произошло.
Задачи внутреннего контроля шире. Его цель-предоставлять информацию и предотвращать опасности, предвидеть проблему, «выявлять» нарушения, предотвращать потери, предоставляя руководителям компании правильное и эффективное решение [4, С. 50].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
2. Андреев В. Д. Система внутреннего контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. – 2018. - № 2. – С. 35-41
3.Апсите, М. А. Внутренний контроль в организациях потребительской кооперации: дис. - Новосибирск, 2019. - 208 с.
4. Белов Н. Г. Развитие внутреннего контроля // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2021. - № 1. – С. 48-56.
5.Богданович, И.С. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации // Экономические и технические науки. – 2020 – № 5. – С. 66-74.
6. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия. – М.: Экономистъ, 2020. – 256 с.
7. Волошина, Е.И. Внутренний контроль в системе управления предприятием // Научные труды. – 2020. – №140. – С. 42-49.
8. Завьялова, Л.В. Внутренний контроль организации и его внешний аудит // Вестник СибАДИ. – 2021 – № 1. – С. 100-109.
9. Замбржицкая, Е.С. К вопросу о понятии системы внутреннего контроля // Корпоративная экономика. – 2019 – № 5. – С. 13-19.
10.Карзаева Н.Н. Система внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2019. - № 10. – С. 65-77.
11.Кеворкова Ж.А. Внутренний аудит: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА. 2018. - 319 с.
12.Колесникова Е. Формирование системы внутреннего контроля // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. - № 9. – С. 52-54.
13.Крышкин О. В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы. - М: Альпина Паблишер. 2020. - 478 с.
14.Кузнецова О. А., Васюкова Е. Е. Методологические аспекты внутреннего контроля // Концепт. – 2020. - № 14. – С. 44-49
15. Кундиус В., Левичева С. Внутренний контроль в управлении организацией // Экономика, управление. – 2020. - № 4. – С. 14-15.
16. Макарова, Л. Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций: монография. – Н. Новогород: Издательство ННГУ им. Лобачевского, 2020. – 299 с.
17. Макоев, О.С. Контроль и ревизия: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 256 с.
18. Мельник М. В. Ревизия и контроль. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2018. – 520 с.
19.Нагоев А.Б. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 9-10. – С. 283-287
20.Орлова, М. Ю. О системе внутреннего контроля // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 386-388.
21. Парамонова Л. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2018. - № 2. – С. 12-19
22. Паули В. К. Основные положения организации внутреннего аудита деятельности предприятий // Энергетик. – 2020. - №5. – С. 20-22.
23. Пашкина И. Н., Евдокимова А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 325 с.
24. Пугачев, В.В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита в условиях экономического кризиса: учеб. пособие – М.: Дело и Сервис, 2019. – 224 с.
25. Растамханова Л. Н. Методология и организационные особенности системы внутреннего контроля в управлении организациями. - ЙошкарОла: ООО «СТРИНГ», 2019.- 210 с.
26.Резниченко, С. М. Современные системы внутреннего контроля: учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2019. – 439 с.
27. Родина Л. А. К вопросу о внутреннем контроле в системе управления затратами // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2019. - № 2. – С. 189-192.
28.Рудик Я. В. Организация системы внутреннего контроля на предприятии // Евразийский научный журнал. – 2019. - № 7. – С. 33-38
29.Соколов Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика). – М.: Экономика, 2020. – 442 с.
30.Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. – М.: Финстатинформ, 2020. – 239 с
31.Тараненко, А. В. Теоретические аспекты внутреннего контроля // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 311-314.
32. Хан Д. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга.. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 928 с.